ПОЛОЖЕНИЕ
о Школе молодого учителя
ГУО «Средняя школа №1 г. Буда-Кошелево»
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность методического формирования, которое создается в школе при наличии молодых специалистов (более 3) со стажем работы до 3 лет.
1.2. Школа молодого учителя (далее ШМУ) действует в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением.
1.2. Цель работы ШМУ:
- создание условий для формирования профессиональной компетентности молодого специалиста, потребностей в самообразовании и развитии творческого потенциала личности педагога.
1.3. Задачи ШМУ:
- обеспечить успешную адаптацию молодого специалиста;
- способствовать развитию личности молодого специалиста на основе диагностической информации о динамике его профессионализма;
- содействовать формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;
- установить отношения сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и опытными педагогами;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий, поиск возможных путей их преодоления.
- Организация деятельности ШМУ
2.1. ШМУ организуется на основании приказа директора школы.
2.2. ШМУ работает по плану, составленному до 1 сентября учебного года.
2.3. За каждым молодым специалистом закрепляется наставник из наиболее опытных, авторитетных педагогов школы, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания, воспитания, психологии.
2.4. Кандидатура наставника рассматривается на заседании учебно-методического совета школы, согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе и назначается приказом директора школы.
2.5. Занятия в ШМУ проводятся не реже 1 раза в два месяца в форме:
- открытых и закрытых заседаний;
- практикумов;
- круглых столов;
- семинаров;
- дискуссий;
- конкурсов;
- открытых учебных, воспитательных и внеклассных мероприятий.
2.6. Между заседаниями:
- проводятся консультации по основным вопросам образовательного процесса;
- осуществляется совместная деятельность наставника и молодого специалиста по конструированию учебных занятий;
- организуется обмен опытом наставников с молодыми учителями;
- осуществляется взаимопосещение учебных занятий, внеклассных мероприятий;
- изучаются технологии современных учебных занятий.
- Права и обязанности наставника
3.1. Обязанности наставника:
- ознакомить молодого специалиста с деятельностью педагогического коллектива школы;
- вводить в должность (знакомить с нормативными правовыми документами в сфере образования Республики Беларусь, основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда, другими локальными актами);
- оказать помощь в составлении календарно-тематического плана, в подборе материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, тематического контроля и контрольных работ, тематических экскурсий, наглядных пособий;
- проводить обучение конструированию учебных занятий и внеклассных мероприятий;
- выявлять и устранять затруднения в организации учебных занятий;
- посещать уроки молодого специалиста с последующим тщательным анализом;
- контролировать и направлять работу молодого специалиста по самообразованию;
- изучать деловые и нравственные качества молодого учителя, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста;
- периодически докладывать заместителю директора по учебно-методической работе о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
3.2. Права наставника:
- требовать отчет о педагогической деятельности молодых специалистов;
- подключать к обучению молодого специалиста других педагогических работников школы.
4. Права и обязанности молодого специалиста
4.1. Обязанности молодого специалиста:
- знать нормативные правовые документы в сфере образования Республики Беларусь;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- совершенствовать свой профессиональный и культурный уровень;
- учиться у наставника эффективным методам и формам работы;
- периодически отчитываться о своей работе;
- регулярно посещать заседания Школы молодого учителя;
- участвовать в мероприятиях, организуемых Школой молодого учителя;
- соблюдать трудовую дисциплину и Правила внутреннего трудового распорядка.
4.2. Права молодого специалиста:
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
- участвовать в районных предметных методических объединениях, заседаниях УМО школы;
- вносить предложения по совершенствованию работы Школы молодого учителя;
- защищать профессиональную честь и достоинство.
5. Психологическая поддержка
5.1. Педагог-психолог школы осуществляет
- психологическое сопровождение деятельности молодого специалиста в коллективе;
- проводит консультации, семинары, анкетирование молодых специалистов.
6. Руководство работой ШМУ
6.1. Организация и руководство работой ШМУ возлагается на заместителя директора по учебно-методической работе или любого другого учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, обладающего высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания, воспитания и психологии.
6.2. Контроль за деятельностью ШМУ возлагается на заместителя директора по учебно-методической работе.
6.3. Заместитель директора по учебно-методической работе обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для успешной адаптации молодого учителя;
- посещать учебные занятия и внеклассные мероприятия, проводимые молодым специалистом;
- организовать обучение наставников, оказывать им методическую и практическую помощь в работе с молодыми специалистами;
- определить меры поощрения наставников.
7. Документация ШМУ
- приказ директора школы об организации ШМУ;
- положение о ШМУ;
- план работы ШМУ;
- анализ работы за предыдущий период;
- протоколы заседаний ШМУ;
- банк данных о наставниках и молодых специалистах.