Вот и настал день, когда учеба позади, и ты сам уже в роли педагога! День долгожданный и ........ Хочется стать для учащихся любимым учителем, учителем, который не только дает прочные знания, но и учит находиь их и использовать в повседневной жизни. Что же для этого нужно? Универсальной формулы успеха учителя нет, но есть несколько простых рецептов, которые позволяют педагогу всегда быть в форме. Итак.
Следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.
Организация современного урока
1)Правильная постановка цели урока
1.Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.:
- Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
- Обобщить и конкретизировать знания о…;
- Отработать навыки…;
- Устранить проблемы в знаниях;
- Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.
2.Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д.
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание интернационализма;
- Воспитание гуманизма;
- Воспитание добросовестного отношения к труду;
- Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
- Воспитание дисциплинированности;
- Воспитание эстетических качеств.
З.Развивающие цели: развитие на уроке психологических качеств учащихся: интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности:
а) Развитие мышления:
- Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства);
- Синтезирующего мышления (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала);
- Аналитикосинтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
- Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки;
- Развитие умения применять знания на практике.
б) Развитие познавательных умений:
- Формирование умений: выделять главное;
- составлять план, тезисы;
- вести конспект;
- наблюдать, делать опыты;
- умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность;
- умения постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее решения.
в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:
- Коммуникативно-технических;
- Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач;
- Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами;
- Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий;
- Регулировать и контролировать свои действия.
г) Развитие умения учебного труда:
- Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать);
- Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта).
д) Развитие воли и самостоятельности:
- Развитие инициативы уверенности в своих силах;
- Развитие настойчивости;
- Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
- Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания;
- Развитие умения действовать самостоятельно.
- Типы уроков:
Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации);
Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала);
Уроки обобщения и систематизации ЗУН;
Комбинированные уроки;
Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.
Виды уроков:
- Лекция;
- Урок экскурсия;
- Беседа;
- Урок семинар;
- Киноурок;
- Урок практических работ;
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ;
- Дидактическая игра;
- Анализ ситуаций;
- Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;
- Устный опрос;
- Письменный опрос;
- Контрольная работа;
- Урок лабораторных работ;
- Зачёт.
- Методы и приемы обучения:
монологический метод – учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;
диалогический метод – в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;
эвристический метод – в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;
исследовательский метод – преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер – самый высокий уровень;
алгоритмический метод – инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки;
программированный метод – подготовка учебного материала путем пошаговой
разбивки его в форме тестирования.
5.Структура урока:
- Актуализация прежних знаний учащихся – сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д.
- Формирование новых понятий и способов действия – включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой.
- Формирование умения и навыков – отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д.
- Подведение итогов урока – задание домашней работы.
Десять советов начинающему педагогу
Совет первый
Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. Лицей не нуждается в твоем снисхождении.
Сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более, что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера.
Совет второй
Найди себя, свой образ. Преподаватель индивидуален, иначе и речи быть не может о творчестве.
Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколь существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а предаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой.
Совет третий
Не замыкайся в своем преподавательстве.
Если преподаватель только преподаватель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен своим ученикам.
Совет четвертый
Помни о комплексном характере преподавательского труда.
Все имеет значение и все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и дисциплина. Не нужно это разделять, это взаимосвязано.
Совет пятый
Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь.
Ребята не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.
Совет шестой
Будь честным и правдивым.
Совет седьмой
Цени юмор в общении с учащимися.
Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно.
Совет восьмой
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться лучше, чем ты есть.
Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя и не переигрывай.
Совет девятый
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Возводить честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно.
Совет десятый
Обрети гражданскую позицию.
Гражданская позиция, прежде всего – нравственная. Запомни: какими бы прекрасными не были учебники и учебные программы, истинный проводник гражданской идеи ты.
В помощь молодому специалисту
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
- Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
- Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, групп, уровня их воспитанности и развития.
- Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, психического развития; выделение важнейших доминирующих задач урока, их конкретизации с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока.
- Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей.
- Обеспечение практической направленности образовательного процесса.
- Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет активных, интенсивных методов.
- Сочетание фронтальных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.
- Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности.
- Общение с учащимися на основе принципа сочетания высокой требовательности с уважением к личности обучающегося.
- Совершенствование благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
- Определение содержания и объема домашних заданий.
- Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
- Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов образования, воспитания и развития обучающихся, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
Сухомлинский В.А.