Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Дата: 2 ноября 2015 в 17:24, Обновлено 20 сентября 2021 в 18:59

                   Вот и настал день, когда учеба позади, и ты сам уже в роли педагога! День долгожданный и ........ Хочется стать для учащихся любимым учителем, учителем, который не только дает прочные знания, но и учит находиь их и использовать в повседневной жизни. Что же для этого нужно? Универсальной формулы успеха учителя нет, но есть несколько простых рецептов, которые позволяют педагогу всегда быть в форме. Итак.

             Следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

        Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

       Выбирая  тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.) Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Организация современного урока

1)Правильная постановка цели урока

1.Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.:

  • Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
  • Обобщить и конкретизировать знания о…;
  • Отработать навыки…;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

2.Воспитательные цели заключается в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственные качества человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д.

  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание интернационализма;
  • Воспитание гуманизма;
  • Воспитание добросовестного отношения к труду;
  • Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Воспитание эстетических качеств.

З.Развивающие цели: развитие на уроке психологических качеств учащихся: интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности:

а) Развитие мышления:

  • Аналитического мышления (формировать умения, существенные признаки и свойства);
  • Синтезирующего мышления (умение устанавливать единые и общие признаки, свойства целого, составлять план изученного материала);
  • Аналитикосинтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы);
  • Абстрактное мышление (умение выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки;
  • Развитие умения применять знания на практике.

б) Развитие познавательных умений:

  • Формирование умений: выделять главное;
  • составлять план, тезисы;
  • вести конспект;
  • наблюдать, делать опыты;
  • умение проводить частично-поисковую познавательную деятельность;
  • умения постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее решения.

в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:

  • Коммуникативно-технических;
  • Нешаблонно, творчески подходить к решению разнообразных задач;
  • Операционно-контрольных умений пользоваться приборами и инструментами;
  • Умение планировать, оценивать результаты выполненных действий;
  • Регулировать и контролировать свои действия.

г)  Развитие умения учебного труда:

  • Работать в должном темпе (читать, писать, считать, конспектировать);
  • Развитие приемов наблюдения (цель наблюдения и его последовательность, составление наблюдения объекта).

д) Развитие воли и самостоятельности:

  • Развитие инициативы уверенности в своих силах;
  • Развитие настойчивости;
  • Умение преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
  • Развитие умения владеть собой, выдержка, самообладания;
  • Развитие умения действовать самостоятельно.
  1. Типы уроков:

Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации);

Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала);

Уроки обобщения и систематизации ЗУН;

Комбинированные уроки;

Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений.

Виды уроков:

  • Лекция;
  • Урок экскурсия;
  • Беседа;
  • Урок семинар;
  • Киноурок;  
  • Урок практических работ;
  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ;    
  • Дидактическая игра;                                    
  • Анализ ситуаций;
  • Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений;
  • Устный опрос;                                                        
  •  Письменный опрос;                                                            
  • Контрольная работа;
  • Урок лабораторных работ;
  • Зачёт.
  1. Методы и приемы обучения:

монологический метод – учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;

диалогический метод – в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;

эвристический метод – в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;

исследовательский метод – преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер – самый высокий уровень;

алгоритмический метод – инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки;

программированный метод – подготовка учебного материала путем пошаговой
разбивки его в форме тестирования.

5.Структура урока:

  1. Актуализация прежних знаний учащихся – сделать знания актуальными нужными в данный момент, освежить прежние знания и способ действия в памяти. Актуализация -означает и психологическую подготовку возбуждение интереса к теме, оценку степени готовности к восприятию нового материала. Актуализация более широкое понятие, чем опрос, в нее входит и контроль учителя за состоянием ЗУН. Видами деятельности могут быть: решение задач, выполнение упражнений, самостоятельная работа, взаимопроверка и т.д.
  2. Формирование новых понятий и способов действия – включает деятельность преподавателя по объяснению нового материала или организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Способы: лекция, беседа, рассказ, демонстрационные опыты, работа с книгой.
  3. Формирование умения и навыков – отработка навыков применения знаний путем многократного повторения тех или иных действий. Способы: выполнение упражнений, задач, анализ и т.д.
  4. Подведение итогов урока – задание домашней работы.

Десять советов начинающему педагогу

Совет первый

Не считай  школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей.  Лицей  не нуждается в твоем снисхождении.

Сразу ориентируйся на школу и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты. Тем более, что хороший учитель лучше посредственного поэта или актера.

Совет второй

Найди себя, свой образ. Преподаватель индивидуален, иначе и речи быть не может о творчестве.

Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколь существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а предаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой.

Совет третий

     Не замыкайся в своем преподавательстве.

Если преподаватель только преподаватель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми. Ты должен быть интересен своим ученикам.

Совет четвертый

Помни о комплексном характере преподавательского труда.

Все имеет значение и все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и дисциплина. Не нужно это разделять, это взаимосвязано.

Совет пятый

Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь.

Ребята не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят.

Совет шестой

Будь честным и правдивым.

Совет седьмой

Цени юмор в общении с учащимися.

Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно.

Совет восьмой

     Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться лучше, чем ты есть.

Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя и не переигрывай.

Совет девятый

     Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.

     Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Возводить честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно.  

Совет десятый

Обрети гражданскую позицию.

Гражданская позиция, прежде всего – нравственная. Запомни: какими бы прекрасными не были учебники и учебные программы, истинный проводник гражданской идеи ты.


В помощь молодому специалисту

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

  1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, групп, уровня их воспитанности и развития.
  3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, психического развития; выделение важнейших доминирующих задач урока, их конкретизации с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.
  4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока.
  5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей.
  6. Обеспечение практической направленности образовательного процесса.
  7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет активных, интенсивных методов.
  8. Сочетание фронтальных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  9. Осуществление  дифференцированного подхода к учащимся.
  10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности.
  11. Общение с учащимися на основе принципа сочетания высокой требовательности с уважением к личности обучающегося.
  12. Совершенствование благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
  13. Определение содержания и объема домашних заданий.
  14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
  15. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов образования, воспитания и развития обучающихся, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

                                             Сухомлинский В.А.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.