Программа воспитательной деятельности
в шестой школьный день «Полезная суббота»
Паспорт программы
Наименование программы |
Программа организации шестого школьного дня «Полезная суббота» |
Основание для разработки программы |
Положения Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, календарь государственных праздников, праздничных дней и памятных дат. |
Автор программы |
Заместитель директора по воспитательной работе (далее ВР) Зубарь Е.В., классные руководители |
Цель программы Главная идея программы |
Создание оптимальных условий для становления личности как субъекта всех сфер жизнедеятельности. Формирование единого воспитательного пространства в шестой школьный день, направленного на укрепление физического и нравственного здоровья, интеллектуального развития и личного становления учащихся. |
Задачи программы |
1. Вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию. 2. Формирование у учащихся гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии. 3. Развитие системы организованного досуга и отдыха школьников. 4. Пропаганда здорового образа жизни, формирование личной ответственности за своё поведение. 5. Привлечение родителей к работе школы в шестой день. 6.Обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости учащихся «группы риска». 7.Формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, актуализация творческих способностей учащихся. 8.Привлечение учащихся к различным видам общественно полезной деятельности, сбор макулатуры, металлолома. 9.Организация помощи инвалидам, престарелым, ветеранам войны и труда (работа волонтерских отрядов). |
Сроки реализации программы |
Учебный год |
Исполнители программы |
Заместитель директора по ВР, классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, педагог социальный, ученический коллектив, учреждения дополнительного образования, общественные организации, государственные учреждения. |
Ожидаемые результаты ЭТАПЫ реализации программы |
1. Удовлетворение разнообразных запросов детей. 2. Формирование у школьников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни. 3.Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, распространению курения в подростковой среде. 4.Повышение уровня воспитанности учащихся. 5. Развитие творческого потенциала личности каждого учащегося. 6.Налаживание более тесных контактов школы и семьи. Первый этап - организационный (август-сентябрь) – анализ состояния воспитательного процесса в субботний день, планирование, согласование планов, изучение потребностей и запросов учащихся. Второй этап - деятельностный (сентябрь-май)- координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией. Третий этап - итоговый (июнь) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа. |
Пояснительная записка
Шестой день недели – суббота – является органичной частью целостной образовательной системы школы, и его организация отражается во всех видах планирования. При планировании воспитательных мероприятий шестого дня изучаются запросы учащихся, родителей, используются результаты психолого-педагогического сопровождения, проводится рейтинг проведённых мероприятий, анализируется кадровый потенциал и материально-техническая база.
Участники образовательного процесса проектируют и создают школьную образовательную среду, в центре которой находится ребенок. Образовательная среда наполняется содержанием, соответствующим природным наклонностям, интересам детей. Содержание основывается на деятельности, способствующей развитию и формированию личности ребенка, тех духовно-нравственных, психологических, физических качеств, которые позволяют учащемуся школы строить жизнь достойную Человека.
На современном этапе развития школьной реформы в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является предоставление шестого дня рабочей школьной недели для мероприятий по укреплению физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника.
У учащихся появилось свободное время, для разумного использования которого требуются как условия, так и умения его организации.
Исходя из этого, воспитательная работа в шестой день недели предусматривает определенное соотношение целей, содержания, форм, методов и результатов воспитательного взаимодействия. В соответствии с возрастными особенностями детей программой определены три ступени с доминирующими видами деятельности.
На первой ступени доминирует познавательная деятельность. Основная цель воспитательных мероприятий - воспитание здоровой, нравственной, гармонично-развитой личности, с богатым культурным и духовным миром.
На второй ступени приоритет отдаётся коллективной творческой деятельности.
На третьей ступени доминирующим видом является спортивно-оздоровительная деятельность старшеклассников, направленная на закрепление навыков здорового образа жизни.
В шестой день недели работа должна быть организована для всех с учетом той части учащихся, которая в этом нуждается. Особое внимание нужно обратить на вовлечение в организованную деятельность учащихся из неблагополучных семей, педагогически запущенных детей, нуждающихся в постоянном педагогическом влиянии. Жизнь подростков должна быть насыщена интересными видами деятельности.
Необходимо более активно и целенаправленно привлекать родителей к организации и проведению шестого школьного дня. Задача школы – не освободить семью от заботы о воспитании ребенка, а, напротив, приобщить родителей к школьной жизни их детей. Назначение просветительской и информационной работы с родителями заключается в том, чтобы активизировать позитивные факторы семейного воспитания и гуманистический потенциал школы, обеспечить их взаимодополнение. Важно провести мониторинг запросов учащихся и их родителей, а также возможностей членов педагогического коллектива в деле организации шестого школьного дня.
Со стороны администрации школы важен контроль не только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но необходим и контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой (школьный) день недели. Задача администрации школы - заинтересовать весь учительский коллектив в работе с учащимися.
Воспитательные функции в шестой день недели призваны выполнять все педагогические работники школы:
Директор школы:
- координирует и определяет содержание и основные направления работы;
- содействует укреплению благоприятного психологического климата;
- создает надлежащие условия для творчества педагогов и развития детей.
Заместители директора:
по учебной работе:
- непосредственно организует работу педагогов в школе по проведению учебных занятий, факультативов, занятий по интересам;
- оказывает методическую помощь по вопросам учебной работы с учащимися.
по воспитательной работе:
- непосредственно организует работу педагогов в школе и ее микрорайоне по проведению воспитательных мероприятий, занятий клубов, кружков и секций;
оказывает методическую помощь по вопросам воспитательной работы с учащимися; - аккумулирует информацию о возможностях организации досуговой занятости, использует ее при планировании, доводит ее непосредственно исполнителям;
обеспечивает нормальное функционирование всех основных направлений внеурочной воспитательной работы; - вовлекает в нее классных руководителей, педагогов-организаторов, социального педагога, педагога-психолога, по возможности учителей-предметников и родителей.
педагог-организатор:
- принимает непосредственное участие в подготовке и разработке сценариев проводимых мероприятий;
- организует участие в них детей;
- организует работу детских объединений и организаций.
социальный педагог и педагог-психолог:
- организуют консультации для родителей, учащихся, учителей;
- принимают участие в проводимых мероприятиях;
- проводят работу с семьей.
классные руководители, учителя-предметники:
- организуют участие детей в мероприятиях шестого дня недели;
- планируют и организуют работу непосредственно с классными коллективами;
- проводят работу с семьей;
- привлекают родителей к воспитательной работе в шестой школьный день;
- проводят индивидуальную работу с учащимися.
Программа «Полезная суббота» предоставляет исполнителям большую свободу для творчества:
непосредственное взаимодействие с учащимися:
- индивидуальная работа;
- включение детей в различные виды деятельности по интересам (учебные занятия, кружки, секции, клубы, трудовые объединения).
создание воспитательной среды:
- включение детей в различные виды социально активной деятельности;
- деятельность детских организаций.
коррекция и координация различных воспитательных влияний в социуме:
- работа с семьей, привлечение родителей к воспитательной работе в субботний день;
укрепление нравственного и психофизического здоровья:
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- спортивно-массовая работа;
- работа по профилактике вредных привычек, утверждение здорового образа жизни
Доступность информации для учащихся и родителей о вариантах проведения времени в субботу оформлена информационным листком «Суббота приглашает» и на нашем сайте в разделе «Воспитательная работа - Шестой школьный день».
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
В ПЛАНЕ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ
Внеклассная спортивно-оздоровительная работа (подготовка к соревнованиям, ОФП);
работа факультативных занятий спортивной направленности;
занятия объединений по интересам;
работа информационного центра (кабинет заместителей директора) с бесплатным доступом в интернет.
работа специалистов СППС: (консультирование родителей и учащихся);
а также:
воспитательные мероприятия по формированию навыков ЗОЖ, правилам этикета и культуры, изучению ПДД и личной безопасности;
развивающие и интеллектуальные викторины;
музыкальные и танцевальные конкурсы;
спортивные мероприятия;
пионерские слеты;
подготовка к конкурсам, концертам, праздникам;
выездные экскурсии по городам Беларуси с посещением памятников истории и архитектуры;
посещение театров и цирка, экскурсии в музеи, по местам боевой славы, посещение кинотеатров.
Заместитель директора
по воспитательной работе Е.В. Зубарь