Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ

Дата: 14 ноября 2018 в 14:45, Обновлено 6 октября 2020 в 16:30

Люди высокого призвания (ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР)

Для проведения конкурсов понадобятся:

  • четыре карточки с темами для книжного обзора и четыре комплекта книг, подобранных по этим темам (в каждом комплекте должно быть не меньше пяти книг);

•         элементы костюмов и предметы, с помощью которых можно представить четырех литературных  героев;

•         четыре стенда для книжных выставок;

•         два комплекта карточек с цифрами (от 1 до 31) и предметы з большом мешке — для «Несерьезнойлотереи»(одинкомплекткарточекбудетпомещенвимпровизированнуюшляпу, акарточкииз второгокомплекта—прикреплены кпредметамизмешка).

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущие (1) и (2)

ВЕДУЩИЙ (1): Добрый день, дорогие! Рады видеть вас в полномздравии и в хорошем настроении

ВЕДУЩИЙ (2):

Библиотекарь — профессия!

Библиотекарь — призвание!

А для  профессии этой нужны:

Умения, навыки, знания!

ВЕДУЩИЙ (1): Сегодня на конкурсепрофессиональногомастерства вы покажитеиприменитевсе свои знания, умения, навыки.

ВЕДУЩИЙ (2): Итак, мыначинаем отборочныйтур! Каждыйбиблиотекарьвсилусвоейпрофессиидолженпрекрасноориентироваться вморехудожественной литературы. Наш первый конкурс -  «Литературная викторина». За каждый правильный ответ вы получаете  жетон.

(Ведущие (1) и (2) проводят отборочный тур.)

ОТБ0Р0ЧНЫЙ ТУР

«Литературная викторина»

1.Какому персонажу поэмы  Гоголя «Мертвые души» принадлежит  книга, всегда раскрытая на 14 - й странице? (Манилову.)

2.        Кто считается родоначальником детектива? (Американский писатель Э. По.)

3.        Назовите автора знаменитого рассказа «Кармен»? (П. Мериме.)

4.        Назовите российских нобелевских лауреатов в области литературы. (И. А. Бунин, Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский.)

5.        Кто из известных русских писателей виртуозно играл на фортепиано, и является автором знаменитых вальсов? (А. С. Грибоедов.)

6.        Кто из прозаиков XX в. был профессиональным врачом? (М. А. Булгаков.)

7.        Кто из прозаиков XX в. был учителем математики? (А. И. Солженицын.)

8.        Кто из прозаиков XX в. владел мастерством сапожника? (М. М. Зощенко.)

9.        Назовите последовательно авторов следующих крылатых выражений.

•         «Счастливые часов не наблюдают». (А. С. Грибоедов «Горе от ума».)

•         «Дела давно минувших дней» (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

•         «Слона-то я и не приметил» (И. А. Крылов «Слон и Моська».)

•         «Любви все возрасты покорны» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин».)

•         «Быть можно дельным

человеком

И думать о красе ногтей»

(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

•         «Герой не моего рома! (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

10.      Назовите трех писателей однофамильцев. (Л. Н. Толстой,  А. К. Толстой, А. Н. Толстой)

11.      Назовите настоящие из» и фамилии писателей, скрывавшихся под следующими псевдонимами.

•         Максим Горький (Алексей Максимович Пешков.)

•         Аркадий Гайдар (Аркадий Петрович Голиков.)

•         Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко.)

•         Кир Булычёв (Игорь Всеволодович Можейко.)

12.      Вспомните фамилии писателей по их именам.

•         Этель Лилиан... (Войнич.)

•         Джеймс Фенимор... (Купер.)

•         Эдгар Алан... (По.)

•         Стефан... (Цвейг.)

•         Проспер... (Мериме.)

•         Гюстав... (Флобер.)

•         Мигель де... (Сервантес.)

•         Чингиз... (Айтматов.)

•         Фазиль... (Искандер.)

•         Расул... (Гамзатов.)

•         Лион... (Фейхтвангер.)

•         Радий... (Погодин.)

13.      Вспомните, из каких произведений следующие персонажи, и назовите авторов произведений.

•         Пьер Безухов (Л. Н. Толстой «Война и мир».)

•         Григорий Печорин (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)

•         Воланд (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита».)

•         Петр Гринев (А. С. Пушкин «Капитанская дочка».)

•         Андрей Соколов (М. А. Шолохов «Судьба человека».)

•         Квазимодо (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».)

•         Жюльен Сорель (Стендаль «Красное и черное».)

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь проверим ваши профессиональные знания.

«Профессиональная

викторина»

1.        Любителя и собирателя редких и ценных книг называют... (Библиофил.)

2.        Краткое изложение содержания книги — это... (Аннотация.)

3.        В какой стране изобрели бумагу? (В Китае.)

4.        Назовите имя первого европейского книгопечатника. (Иоганн Гутенберг.)

5.        Как называлась русская печатная книга, выпущенная в 1564 г. Иваном Федоровым? («Апостол».)

6.        Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

7.        Какой предмет является эмблемой библиографии? (Золотой ключ.)

8.        Библиотеку какого русского царя ищут до сих пор? (Ивана Грозного.)

9.        Как называлась предшественница книги — свернутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

10.      Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл (до принятия монашества — Константин) и Мефодий.)

11. Как называлась печатная газета, появившаяся в России при Петре I? («Ведомости».)

12.      Как называется книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся повышенным спросом? (Бестселлер.)

13.      Как называются серии рисунков, сопровождающихся кратким текстом-комментарием (впервые они появились в США)? (Комиксы.)

14.      Как называется первая славянская азбука? (Кириллица.)

15.      Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве: ее фонд составляет около 30 млн. изданий.)

ВЕДУЩИЙ (2): Годы работы в библиотеке наверняка не прошли даром. Давайте посмотрим, насколько вы эрудированны. Третий и заключительный этап отборочного тура — ваш последний шанс стать участниками нашей конкурсной программы. В ней примут участие четыре человека. Внимание! Мы начинаем.

« Конкурс эрудитов»

1.        Государственное преступление, особо опасное, выражающееся в похищении, передаче или собирании сведений, составляющих государственную тайну, называется... (Шпионаж.)

2.        Где текут реки без воды? (На географических картах.)

3.        В день и час когда шла Куликовская битва, Сергий Радонежский с братией молился в церкви. Время от времени прерывая службу, он сообщал молившимся о ходе сражения, называя имена погибших, и тотчас же по ним совершалась заупокойная служба. Наконец он воскликнул... Что? («Мы победили».)

4.        Кем и в каком году Россия была провозглашена империей, а ее правитель — императором? (Сенатом в 1721 г.)

5.        Какой предмет заменяет героям русских народных сказок, отправляющимся в далекие странствия, карту и компас? (Клубок ниток.)

6.        Что означает слово «тинэйджер»? (В переводе с английского «тинэйджер» - это человек в возрасте от 13 до 19 лет.)

7.        Где в нашей стране находится самое большое собрание картин? (В Третьяковской галерее.)

8.        Для чего скворцы вплетают в свои гнезда побеги полыни? (Для дезинфекции.)

9.        К кому из российских царей относятся слова А. С. Пушкина: «На троне вечный он работник...»? (К Петру I.)

10.      Кто из российских правителей вел переписку с французским философом Вольтером? (Екатерина II.)

11.      Что запретил делать Петр I необразованным дворянам? (Жениться.)

12.      Кто такой Билл Гейтс? (Основатель компании «Microsoft» («Майкрософт»).)

(Ведущий (2) подсчитывает жетоны каждого участника отборочного тура.)

ВЕДУЩИЙ (1): Пока идет подсчет результатов отборочной тура, я хочу представить наше строгое, но справедливое жюри (Представляет членов жюри.)

ВЕДУЩИЙ (2): Вот и определились наши полуфиналисты. Кто не попал в полуфинал, не огорчайтесь, у вас будет возможность заработать дополнительные очки. Мы надеемся, что вы будете поддерживать наших финалисте дружными аплодисментами.

КОНКУРС 1

«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»

ВЕДУЩИЙ (1): Чтобы лучше узнать участников конкурсной программы, я предлагаю начать представления. Итак, первый конкурс — «Визитная карточка». (Участникам конкурса.) Каждый из вас должен сейчас в четырех предложениях рассказать о се так, чтобы у жюри не осталось никаких сомнений в том, что именно вы — будущий победитель.

(Проводится конкурс «Визитная карточка».Жюри выставляет оценки.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой 

                                         и друг.

КОНКУРС 2
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИЖНОЙ  ВЫСТАВКИ»

ВЕДУШИЙ (1). Настало время ваших заданий. Вы подобрали дома книги для книжных выставок. Сейчас у вас будет дано 10 минут на то, чтобы оформить эти выставки и подготовить речь-презентацию своей выставки. Ваши выступления  будут оцениваться по пятибалльнойсистеме.

( Ведущий (2) помогает участникам в оформлении выставок.)

( К зрителям.) А зрителям я  это время предлагаю поучаствовать в литературном аукционе. Условие аукциона: за один раз называть только одинответнавопрос. Вопрос будет считаться исчерпанным, если никто не несможетдатьочередной ответ досчета«три».

КОНКУРС СО ЗРИТЕЛЯМИ

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ АУКЦИОН»

(За каждый правильный ответ участники получают жетон.)

  1. Вспомните произведения, названия которых

содержат названия городов. («Полтава», «Домик в Коломне» А. С. Пушкина; «Тамбовская казначейша» М.Ю. Лермонтова; «Москва и  москвичи» В. А. Гиляровского; «Миргород»Н. В. Гоголя; «Путешествие изПетербурга в Москву» А. Н. Радищева и другие.)

  1. Вспомните  произведения, в которых упоминаются титулы. («Королева Марго» и «Граф Монте-Кристо» А. Дюма; «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери; «Принц и нищий» М. Твена; «Фараон» Б. Пруса; «Князь Серебряный» А.К. Толстого; «Семь подземных королей» А. М. Волкова;

«Княжна Тараканова» Г. Данилевского и др.).

3. Вспомните произведения, названиях которых упоминаются птицы или животные. (Не засчитываются  русские народные сказки, басни И. А. Крылова, «Рассказы о животных»  Э. Сетона-Томпсона.) («Дикие лебеди», «Гадкий утёнок» X.К. Андерсена; «Белая обезьяна» Д. Голсуорси; «Морской волк» Дж. Лондона; «Лилия и лев» М. Дрюона; «Следрыси» Н. Г. Никонова; «Собачье сердце» М. А. Булгакова и другие.)

4.        Вспомните произведения, в которых упоминаются названия родственных связей. («Отец Горио» О. де Бальзака; «Дядюшкин сон», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского; «Мать» М. Горького; «Сестра Керри» Т. Драйзера; «Сестры» Д. Н. Мамина-Сибиряка; «Два брата» М. Ю. Лермонтова; «Братья- разбойники» А. С. Пушкина; «Сын полка» В. П. Катаева и другие.)

5.        Вспомните произведения, в названиях которых упоминаются цвета. («Белый клык» Дж. Лондона; «Желтый туман» А. М. Волкова; «Красное и черное» Стендаля; «Алые паруса» А. Грина; «Белый пудель» А. И. Куприна и другие.)

6.        Вспомните произведения, в названиях которых содержатся числа. («10 лет спустя», «20 лет спустя» и «Сорок пять» А. Дюма; «Пятнадцатилетний капитан» Ж. Верна; «Сердца трех» Дж. Лондона; «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; «Тайна двух океанов» Г. Адамова и другие.)

7.        Вспомните произведения, названия которых строятся по формуле «имя + фамилия героя». («Анна Каренина» Л. Н. Толстого; «Евгений Онегин», «Борис Годунов» А. С. Пушкина; «Денис Давыдов» Н.        А. Задонского; «Питер Пен» Д. Барри и другие.)

8.        Назовите писателей с двойной фамилией. (А. С. Новиков- Прибой; С. Н. Сергеев-Ценский; Д. Н. Мамин-Сибиряк; Э. Сетон-Томпсон; П. И. Мельников-Печерский; А. В. Сухово-Кобылин и другие.)

9.        Назовите писателей-братьев. (Братья Гримм, братья Гонкур, братья Вайнеры, братья Стругацкие, братья Жемчужниковы и другие).

ВЕДУЩИЙ (1): А между тем наши конкурсанты готовы выступить со своими презентациями.

(Следует презентации книжных выставок.)

ВЕДУЩИЙ (2): Благодарим вас! Слово предоставляется наше­му жюри.

(Жюри подводит итоги конкурса «Презентация книжной выставки».)

КОНКУРС в «КНИЖНЫЙ ОБЗОР»

ВЕДУЩИЙ (1): Третий кон­курс — «Книжный обзор». На од­ном столе наши помощники уже разложили книги, на другом вы видите четыре карточки с темами книжного обзора. Сейчас каждый участник конкурса вытянет кар­точку, а потом подойдет к первому столу и выберет книги, подходя­щие к теме, которая ему доста­лась. Затем в течение 10 минут вы подготовите для нас книжные об­зоры. Прошу вас.

(Участники конкурса вытягивают карточки, подбирают книги, затем Ведущий (1) засекает время.Конкур­санты приступают к составлению книжного обзора.)

ВЕДУЩИЙ (2) (зрителям): А мы пока проведем конкурс под названием «Угадай песню». Я буду зачитывать вам краткое содержа­ние песен, а вы будете говорить их названия.

КОНКУРС ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

«УГАДАЙ ПЕСНЮ»

  1. Песня о длительном путеше­ствии маленькой девочки в голов­ном уборе красного цвета. («Пе­сенка Красной Шапочки» (муз.А. Рыбникова, сл. Ю. Кима) из кино­фильма «Про Красную Шапочку».)
  2. Песня о содержании головы представителя млекопитающих с бурой шерстью.(«Шумелка» Винни-Пуха (сл. Б. В. Заходера) из мультфильма.)
  3. Песня о животных, благода­ря которым наша планета совер­шает движение вокруг своей оси. («Песенка о медведях» («Где-то на белом свете...») (муз.А. Зацепина, сл. Л. Дербенева) из кинофильма «Кавказская пленница».)
  4. Песня о животных с длинны­ми ушами, которые работают косильщиками лужаек.(«Песня про зайцев» («А нам все равно...») (муз.А. Зацепина, сл. Л. Дербенева) из ки­нофильма «Бриллиантовая рука».)
  5. Песня о четырех мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе.(«Песня мушкетеров» («Пора, пора, порадуемся на своем веку...») (муз.М. Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева) из кинофильма «Три мушкетера».)
  6. Песня о трагической смерти маленького насекомого. («В тра­ве сидел кузнечик» (муз В. Шаинского, сл. Н. Носова) из мультфиль­ма «Приключения Незнайки и его друзей».)
  7. Песня о будущем, которое не должно быть жестоко к нашим современникам. («Прекрасное да­леко» (муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина) из кинофильма «При­ключения Электроника».)
  8. Песня о загорелой девушке, собирающей виноград в соседнем саду. («Смуглянка» (муз.А. Новико­ва, сл. Я. Шведова).)
  9. Песня о первостепенности авиации. («Первым делом — само­леты» (муз.В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова) из кинофильма «Небесный тихоход».)
  10. Песня о животном, кото­рого ненавидит весь дом. («Чер­ный кот» (муз. 10.Саульского, сл. М. Танича).)
  11. Песня о поездке в глухо­мань на велосипеде.(«Букет» («Я буду долго гнать велосипед...») (муз.А.   Барыкина, сл. Н. Рубцова).)
  12. Песня об использовании улыбки в качестве электричества. («Улыбка» («От улыбки станет всем светлей...») (муз. В. Шаинско-го, сл. М. Пляцковского) из мульт­фильма «Крошка Енот».)
  13. Песня о стране, где можно встретить жар-птицу и золотого коня.(«Маленькая страна» (муз.И. Николаева, сл. И. Резника).)
  14. Песня о существе, которого знает каждая дворняжка.(«Песен­ка Чебурашки» (муз.В. Шаинского, сл. Э. Успенского) из мультфильма «Крокодил Гена».)
  15. Песня о напрасном перед­вижении с ускорением. («На тот

Большак, на перекресток…» из кинофильма «Простая история» (муз.М. Фрадкина, сл. Н. Доризо).)

  1. Песня о самодвижущемся фрукте. (Русская народная песня «Яблочко».)
  2. Песня об использовании хлорида натрия не по назначению. («Не сыпь мне соль на рану» (муз.В.        Добрынина, сл. С. Осиашвили).)
  3. Песня о криминальных на­мерениях геометрического тела.(«Крутится, вертится шар голу­бой...» (автор неизвестен).
  4. Песня о научно не доказан­ной связи везения в любви и смер­ти.(«Песня Верещагина» («Ваше благородие, госпожа Удача...») (сл. и муз.Б. Окуджавы) из кинофильма «Белое солнце пустыни».)
  5. Песня слепоглухонемой.(«Ничего не вижу» («Я люблю бро­дить одна...») (муз.А. Флярковско­го, сл. М. Танича).)
  6. Песня о ежедневных заня­тиях детей в течение 11 лет. («Чему учат в школе» (муз.В. Ша­инского, сл. М. Пляцковского).)
  7. Песня о средстве, с по­мощью которого можно преодо­леть все трудности.(«Когда мои друзья со мной» («Если с другом вы­шел в путь...») (муз.В. Шаинского, сл. М. Танича).)
  8. Песня о капризной дочери. («Ах, ты бедная моя трубодурочка» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).)
  9. Песня об одинокой краса­вице. (Русская народная песня «Во поле береза стояла».)

ВЕДУЩИЙ (1): Пока мы игра­ли со зрителями, участники кон­курса подготовили книжные обзо­ры. Давайте послушаем их.

(Участники конкурса рассказывают о книгах, которые они подобрали в со­ответствии со своей темой.Затем слово предоставляется жюри.)

ВЕДУЩИЙ (2):

Вы много книжек прочитали,

И о них нам рассказали.

А теперь мы ждем ответа:

Угадайте, кто же это?

Для следующего конкурса мы подготовили элементы костюмов и небольшие атрибуты разных ли­тературных героев, по которым их можно было бы узнать (Участникам конкурса.) Каждому из вас нужно сейчас подобрать себе элементы костюма и атрибуты како­го-нибудь одного героя и за 10 ми­нут придумать, как вы нам его представите.

(Ведущий (2) помогает участникам конкурса разобраться в костюмах и провожает их в отдельное помещение для подготовки.

 Ведущий (1) в это время начинает новый конкурс для зрителей.)

ВЕДУЩИЙ (1): А мы пока проведем лотерею. Это, конечно же, будет «несерьезная» лотерея. Итак, начинаем!

(Зрители по очереди вытягивают кар­точки с номерами, Ведущий (1) доста­ет из большого мешка предметы, по­меченные теми же номерами, коммен­тируя каждый такой «подарок».)

«НЕСЕРЬЕЗНАЯ

ЛОТЕРЕЯ»

  1. Поэтом можешь ты не быть, но вот писателем — обязан. (Ручка.)
  2. Субботние напевы.

(Стиральный порошок.)

  1. Для любителя острых

ощущений. (Кнопки.)

  1. «Сердечный друг». (Валидол.)
  2. Передатчик мыслей

на расстоянии. (Конверт.)

  1. Вам открыточка досталась. Так у нас и полагалось.
  2. Вам достался карандаш,

Был ничей, теперь он — ваш!

  1. На празднике все случается — И пуговицы теряются.

Пришей ты пуговицу эту

И радостно иди по свету.

  1. Вешалка для малогабаритных квартир.
  2. Вы у нас желанный гость,

Мы вам дарим этот гвоздь.

  1. Стиральная машина

«Малютка». (Ластик.)

  1. Практичней выигрыша нет,

Чем целлофановый пакет.

  1. Чтобы нос прижать

любопытной соседке,

Мы вам дарим вот эту прищепку.

  1. Протяните вашу руку —

Получите головку лука.

  1. Волновались вы немало,

Но ведь проигрыша нет.

На билет вам свекла пала,

Чтобы сделать винегрет.

  1. Счастье в руки вам попалось:

Три картошки вам досталось.

  1. Газеты следует читать,

Чтобы отлично мир вам знать.

  1. Устройство необходимое

при аварии (Булавка.)

  1. Я, знаю, вы любите письма

                Так получите в подарок тетрадь.

  1. Чтобы сохранитькрасивую прическу,

Мы подарим вамрасческу,

  1. Вы со спутницей такой

Никогда не пропадете,

Из любых гостей домой

Вы голодным не придете.

              (Одноразовая  ложка.)

  1. А вот это - вилочка.

Получите, милочка!

          (Одноразовая вилка.)

  1. Вам за ласковые глазки —

Сувенир «Лесные сказки».

(Еловая веточка.)

  1. Вам от фирмы «Рохсалана»

Подарок в стиле «икебана».

(Сухой букет.)

  1. Землю каблучком ударь,

нечего сердиться!

Вместо пряникасухарь —

 в походе пригодится.

  1. Хоть помада и не в  моде,

Пускай валяется в комоде.

(Губная помада.)

  1. По вашему билету  — груша,

Которую нельзя скушать.

(Электрическая лампочка.)

  1. Спички кончились, увы!

Но осталось это.

Семена в него сложи –

Пригодятся летом.

(Пустой спичечный коробок.)

  1. Вот катушка, посмотри.

Ты ее скорей бери.

Такое счастье редко выпадает,

Катушка в жизни многое меняет.

                           (Катушка ниток.)

  1. Вот кусочек мыла вам,

                       Чтобы мыться по утрам.

ВЕДУЩИЙ (2): Тем временем литературные герои уже, наверное, с нетерпением ждут, чтобы вы на них посмотрели и угадали, кто есть кто. Давайте позовем их.

(Под аплодисменты зрителей входят участники конкурса.Каждому дается минута на то, чтобы представитьсвоего литературного героя (с по­мощью маленькой пантомимы, репли­ки, сценки или просто жеста). Зри­тели угадывают, кого перед ними изображают.)

Предоставляем слово жюри.

(Жюри выставляет оценки за кон­курс «Литературные герои», а затем суммирует баллы каждого участни­ка, набранные в течение всей конкур­сной программы. Ведущие (1) и (2) награждают победителей.)

Я любимую работу,

Вам клянусь, боготворю!

Я не жду приход субботы —

От работы кайф ловлю!

На своем рабочем месте

 Я, поверьте, царь и бог.

Выполняю честь по чести

 Трудовой гражданский долг.

Хоть порой бывает жарко,

Не берет лихая грусть,

Не боюсь лихой запарки,

Волокиты не боюсь.

Когда отпуск выпадает,

Так хочу я отдохнуть,

Но душа моя страдает,

Тут уж мне не до зевоты,

 Неспокойно день от дня,

 Вспоминаю о работе:

Как она там без меня?

Не привык труда бояться.

Бодр и весел каждый день!

Мне всегда есть чем заняться,

И работать мне не лень.

Люди разные бывают,

Кого не встретишь на пути:

Кто польстит, кто отругает —

И ко всем подход найти!

Но рабочее упрямство

Помогает без труда

 Отвечать на лесть и хамство

 Лишь улыбкою — всегда.

Я работу обожаю,

Не устану говорить:

Без работы я не знаю,

Как себя мне применить.

Не теряюсь в документах

И, проверив каждый лист,

План даю на сто процентов,

Хоть совсем не карьерист.

Хоть включайте лжи детектор,

Я скажу вам, не тая:

Как отец мне наш директор,

А сотрудники — семья!

Я готов и в зной, и в стужу

Дни на службе проводить,

Потому что здесь я нужен!

Как на пенсии мне жить?

ВЕДУЩИЙ (1):

Что ж, друзья, все встанем дружно,

Вас, в столовой ждем на ужин,

За столом продолжим встречу.

Приготовьте тосты, речи.

Песни, шутки, прибаутки.

Для веселой для минутки!

Уркушкина, Н.Ю. Люди высокого призвания: профессиональный праздник библиотекарей/ Н.Ю. Уркушкина // Читаем, учимся, играем. – 2007. - №3. -0С.13-17

Аптека для души

Внеклассное мероприятие в IIIIV классах

Цель: расширять и конкретизировать знания  учащихся о профессии библиотекаря; повышать престиж профессии библиотекаря; развивать умение работать в группах; воспитывать уважение к профессии библиотекаря и бережное отношение к книгам

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями, альбомные краски.

Ход мероприятия

Учитель. Ребята, сегодня мы поговорим об одной важной и нужной профессии.

Игра“Узнай по описанию”

На экране демонстрируется  видеозапись: дети рассказывают о профессии библиотекаря, не называя ее.  Ученики должны сами отгадать, о ком идет речь.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили — это библиотекарь. Решите кроссворд, и вы прочитаетев выделенных клетках, как называетсядом, в котором живут книги и работает библиотекарь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Папа Карло был мастак —

Сделал курточку, колпак,

Красивые штанишки

Для своего мальчишки.

Вы его узнали,

Как мальчика звали?

(Буратино)

2. Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет,

Обо всем тебе расскажет.

(Книга)

3. Слово — сказочный герой,

Чаще — добрый, реже — злой,

Маг, колдун и чародей.

Назови его скорей.

(Волшебник)

4.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

 Всем по сказке интересной

 Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется...

(Чиполлино).

5. Говорят, давно на свете

Соловей-разбойник жил,

 Резким громким звуком этим

 Он богатырей разил.

(Свист)

6. Кто, ответь-ка на вопрос,

Прыгнул сам на лисий нос?

 Тот же, кто в печи свой бок

 Зарумянил.

(Колобок)

7.В чистом поле вырос дом.

Кто-кто проживает в нем?

Видим: Мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Третья в домике сестричка —

Это рыжая Лисичка.

Братец Волк — за бок ухватыш,

Братец Мишка —

тяпыш-ляпыш.

Дом не низок, не высок,

Как зовется?...

(Теремок)

8. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

 И женился на царевне.

(Емеля)

9. Этот сказочный герой

Очень, очень, очень злой,

Его смерть лежит в ларце,

В зайце, утке и яйце.

Отвечайте поскорей!

Ну, конечно же...

(Кощей).

10.Сидит в земле цепко

Крупный овощ...

(репка).

Учитель читает стихотворение:

Это — дом для разных книжек,

Ждут тебя давно они.

Подойди скорей поближе,

В гости к книжкам загляни.

Здесь порядок, как в аптеке.

Полки выстроились в ряд.

Возле них — библиотекарь,

Он всегда нас видеть рад.

И девчонкам, и мальчишкам

Тут же он помочь готов,

Принесет любую книжку

Сразу же, без лишних слов.

Вот, допустим, про жирафа

 Ты захочешь все узнать.

И про то, как жили графы,

 Хорошо бы почитать.

Про вулканы, горы, реки

И глубокие моря.

Приходи в библиотеку —

Время проведешь не зря..,

 Каталог и картотека

Книжкин адрес нам дадут.

Если б не библиотекарь,

Мы бы заблудились тут.

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Раскрывать любые тайны

Помогает быстро нам!

Учитель. С тех пор как человек научился писать, всю свою мудрость он доверил книгам. На глиняных табличках, папирусных свитках и пергаменте люди стремились сохранить для потомков свои знания, опыт, мысли. С незапамятных времен появились и кладовые мудрости — библиотеки. О многих цивилизациях древности мы знаем только потому, что удалось обнаружить их библиотеки.

Одной из самых древних считается библиотека фараона РамзесаII. Над ее входом была высечена надпись “Аптека для души”. В ней хранились книги, написанные на папирусе. Пользовались библиоте­кой фараоны, жрецы, писцы, чинов­ники, а простые люди не могли ее посещать.

Самой большой и самой из­вестной в античности была Алек­сандрийская библиотека. Она была основана в III веке до н. э., но ее судьба печальна: в ходе многочис­ленных войн она была уничтожена. Новая Александрийская библиоте­ка — Библиотека Александрина — была возрождена в 2002 году. Архитекторы постарались передать дух античной библиотеки.

А первая известная библиоте­ка Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве.

Само слово “библиотека” в Древ­ней Руси не употреблялось, вместо него были слова “книгохранилище”, “книжная палата”. Лишь с 1499 года стали употреблять слово “библиоте­ка”, и то на полях помечали — “книж­ный дом”.

В основном были библиоте­ки при монастырях, где не только хранились, собирались книги, но и переписывались. Библиотеки были в домах аристократов, богатых горо­жан. Большая библиотека была у Ивана Г розного.

В государственной библиоте­ке Италии — библиотеке Медичи-Лауренциана — содержится много старинных документов: 150 ООО книг, 11 ООО рукописей и 2500 папирусов.

В России первая обществен­ная библиотека была создана при Екатерине II в 1795 году.

Самая большая в мире библи­отека — это Библиотека Конгресса США, основанная в 1800 году. А самая маленькая находится в одной британской деревушке и помещает­ся в телефонной будке.

Первой из известных нам биб­лиотек на территории западных земель Руси была библиотека полоц­кого Софийского собора. Часть ее книг сохранилась и до наших дней. Евфросиния Полоцкая организова­ла переписывание книг в основан­ном ею в середине XII века Спасском монастыре. При монастыре суще­ствовала школа, в которой девочек обучали грамоте.

Исследователи полагают, что библиотека была создана в год основания Собора — в 1066 году. В библиотеке полоцкого Софийского собора наряду с ценнейшими евро­пейскими книгами хранились руко­писные книги, созданные на белорус­ских землях, в т. ч. и при Евфросинии Полоцкой. Ученые предполагают, что в библиотеке полоцкого Софийского собора находилось наиболее пол­ное собрание рукописных книг, соз­данных и бытовавших в то время на территории Беларуси, что позволяет рассматривать ее как первую пред­шественницу Национальной библио­теки нашей страны.

Сегодня Национальная библио­тека Беларуси по форме напомина­ет алмаз и имеет высоту в 23 этажа.

В библиотеке, в специальных помещениях и при специальных условиях, хранятся старинные и со­временные книги, за их сохранностью следят библиотекари. Если вы захо­тите почитать какую-нибудь книгу в читальном зале, вам надо ее найти в картотеке и заказать. Ваш заказ попа­дет в отдел, где хранятся книги, там ее снимут с полки и через некото­рое время доставят на специальном лифте в читальный зал, где вам ее и выдадут.

На экране демонстрируется видеозапись, на которой библиоте­карь рассказывает о своей профес­сии.

Учитель. Как вы думаете, каки­ми качествами должен обладать библиотекарь? (Ответы детей.)

Работа у библиотекаря нелегкая. Он должен хорошо знать содержа­ние художественной, научно-популярной, специальной литературы. Библиотекарь выдает книги, учебники, поддерживает порядок в книгохрани­лище, ремонтирует порванные книги, регистрирует новые, составляет картотеку. Он поможет вам выбрать нуж­ную книгу, заинтересует ею.

Библиотекарь — очень древняя профессия, ей более четырех с поло­виной тысяч лет. Возникла она вме­сте с шумерской культурой, где впер­вые появились глиняные таблички. Первыми библиотекарями счита­ют писцов, составивших собрание глиняных табличек приблизительно в 2500 году до н. э.

Учитель читает стихотворение Г. Граубина “Хочется надеяться”:

Хочется надеяться,

Что записан ты

В эту школу мудрости,

Школу доброты.

Многие столетия

В ней урок ведет

Добрый и отзывчивый

Рыцарь Дон Кихот.

На пустынном острове,

Морем окружен,

Борется с невзгодами

Славный Робинзон.

Дружит с Томом Сойером

Гекельберри Финн.

Трудно жить, нерадостно.

если ты один

В этой школе учатся

даже старики

 Хоть учиться стареньким

Вроде не с руки.

Крупные ученые,

Как не заняты,

Тоже ходят в тихую

 Школу доброты.

Громко в тихих комнатах

Здесь не говорят.

За столом задумчиво

 Книги шелестят.

И уже,наверное,

Догадался ты,

Что это за тихая

Школа доброты.

Этот мир особенный,

Этот мир велик,

Умных, занимательных

 И сердечных книг.

Учитель.Чтобы попасть на службу в главную библиотеку России — Императорскую публичную — в XIX веке нужно было иметь не просто высшее образование, а специальные познания по разным отраслям науки, а также владеть русским, французским, немецким, латинским, греческим (или вместо одного из них — восточным) языками. Младший персонал должен был знать русский и три любых иностранных языка.

Сейчас мы и проверим, взяли бы вас на работу библиотекарем XIX века или нет.

Игра “Библиотекарь”

Ученики делятся на две команды. На партах лежат книги, дети должны расставить их по алфавиту. Выигрывает команда, которая справится с заданием первой.

Команда 1

А. Волков “Волшебник Изумрудного города”, Ю. Олеша “Три толстяка”, А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино», В.Драгунский “Денискины рассказы”, С. Михалков “Щенок”, Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”, Л. Кэрролл “Приключения Алисы в стране чудес”, X,-К. Андерсен “Сказки”, Е. Чарушин«Про Никитку», К. Матюшкина “Кот да Винчи. Улыбка Анаконды»

Команда2

Киплинг “Маугли”, С. Михалков «Три поросенка», В. Сутеев«Рассказы”, К. Чуковский “Сказки”, В. Бианки “Повести и рассказы», Ш. Перро “Волшебные сказки», А. Толстой “Детство Никиты”, Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот», Т. Александрова “Домовенок ", С. Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Игра “Волшебный мешочек”

Учитель достает из мешочка какой-нибудь предмет, а ученики должны ответить, какому сказочномуперсонажу он принадлежит.

Предметы (или их изображения):золотой ключик (Буратино), метла (Бабе-яге), зонтик (Оле-Лукойе), скорлупка грецкого ореха (Дюймовочке), бумажный кораблик (оловянному солдатику), санки (Каю), серебряные часы (Артемону), туфли-скороходы (Маленькому Муку), хрустальная туфелька (Золушке), зеркальце (злой мачехе), рогатка (Шапокляк), стрела (Царевне- лягушке).

Учитель читает рассказ Т. Мушинской“Чамуплакалі кніжкі?”

Цішыня ўсталёўваецца у Рыгоркавым пакоі толькіўвечары, каліхлопчык кладзецца спаць. Нарэшце Рыгорка засынае. I цяпер усе цацкі могуць адпачыць.

Калі месячны прамень зазірнуў у пакой, ён убачыў, што не спяць кніжкі, раскіданыя абы-як на падлозе, канапе, стале. Былі тут іЧырвоная шапачка”, і “Папялушка”, і “Прыгоды Бураціна”, а яшчэ “Кот у ботах”, “Доктар Айбаліт”, “Дзядзька Сцёпа”.I шмат іншых прыгожых кніжак з вялікімі каляровымі малюнкамі (аль ва усіх былі адарваныя вокладкі, многія старонкі згубіліся, дзе-нідзе аркушы паперы бязладна пакрэмзаны алоўкамі.

Кніжкі выглядалі вельмі сумнымі

  • Памятаеце, — горка заплакала“Чырвоная шапачка”, — учора тата чытаў Рыгорку верш пра хлопчыка, які свае кніжкі не любіўіне берог? Таму кніжкі і збеглі ад яго ў бібліятэку. Можа, інам збегчы? Так болей немагчыма!
  • У якую б|бл1ятэку ты пабяжыш? - засумняваўся часопіс “Вясёлка”. — У таго хлопчыка школьныя падручнікі збеглі . А мы — кніжкі для зусім маленькіх дзяцей!
  • Дык хіба дзіцячых бібліятэк няма? — уступіў у размову “Доктар Айбаліт”. — Там і жыць будзем.
  • Не спяшайцеся! — спыніласяброў “Дзюймовачка”. — На жаль, многіядзеці паводзяцьсябе так, як наш Рыгорка. А увогулеёнхлопчык добры. Тольюяшчэмаленькі... Гуляе з кніжкамі, як з цацкамі.
  • Добра табе так казаць! — перапыніў “Дзюймовачку” пакрыўджаны “Кот у ботах”, — ты яшчэамаль не чытанаяітамуцалюткая!
  • Пачакай! — працягвала “Дзюймовачка”. — Трэба папрасіць Рыгоркаву маму альбо тату, каб яны разам з хлопчыкам заняліся рамонтам кніжак.

Так ізрабілі. На наступныдзеньРыгорка разам з татам селірамантаваць кніжкі. Адшукалізгубленыястаронкі, загорнутыявуглыадпрасавалі, вокладкі ніткаміпрышылі. Старонкісклеіліпразрыстайпаперай — каб літары не схаваліся.

  • Рыгорка, каліцябе за руку таргануць на вуліцы, табе баліць? — пытаеццабацька.
  • Вядома ж!
  • Гэтакікніжцы баліць, калі ты ўяестаронкуадарвеш. Кніжкі — жывыя, гэта ж тваелепшыясябры. А хібасяброўможнакрыўдзіць?

Прайшоў час. Рыгоркапасталеў, падрос. I сапраўды, кніжкі зрабіліся ягонайлепшымі сябрамі.Толькіён раніцоюрасплюшчваевочкі, як адразубяжыць да кніжнай палічкі, дзеказкіляжаць. Не паспеебацькаадчыніцьдзверы, каліўвеча­ры з працывяртаецца, як Рыгоркаадразу:

  • Тата, пачытай! — I нясе столькікніжак, колькі ў рукіўзяцьможа.

Игра “Помоги книге”

Командам раздаются по 3 книги, которые нуждаются в ремонте. Дети должны их починить. Побеждает команда, которая отремонтирует книги быстро и качественно.

Как нужно обращаться с книга­ми? Почему?

Учитель читает стихотворение Б. Тимофеева “Книжкины жалобы, или Чего книга желала бы”:

Я книга, я — товарищ твой!

Будь, школьник, бережным

со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери?

Что за птицы?

 Страницы пачкать негодится!

 Опять загнул мои листы!

Не бережешь меня, друг, ты!

 Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду!

 Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

Игра “Восстанови стихотво­рение”

Команды получают разрезан­ные строчки стихотворения, кото­рые нужно восстановить.

Команда 1

В год за три щелчка тебе по лбу,

Усердно и очень исправно,

Есть же мне давай

вареную полбу.

  • Буду служить тебе славно.

(А. Пушкин "Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде”.)

Команда 2

Кашу заварит,

нянчится с дитятей.

Попенок зовет его тятей;

Поповна о Балде лишь

печалится,

 Попадья Балдой не нахвалится.

(А. Пушкин “Сказка о попе и о ра­ботнике его Балде”.)

Игра “Чему учит народная муд­рость”

На экране (доске) записаны по­словицы. Ученики должны соеди­нить их части и объяснить смысл.

Хлеб питает тело,

тысячу людей учит.

Ум без книги,

как птица без крыльев.

Не красна

книга

письмом,

лучший друг.

Хорошая книга —

а книга питает разум.

Одна книга

лучшее

учение.

Чтение —

красна умом.

Игра “Герои книг”

Соедините героев книг с их авто­рами.

Дюймовочка       А. Линдгрен

Чиполлино Р. Киплинг

Незнайка   П. Ершов

Буратино   А. Пушкин

Конек-горбунок А. Толстой

ЦарьСалтан        Н. Носов

Малыш      Л. Кэрролл

Маугли      Дж. Родари

Алиса         Э. Успенский

Матроскин Г.-Х. Андерсен

Муха-цокотуха   К. Чуковский

Викторина

Команда 1

  1. Сколько лет пролежал на печи Илья Муромец? (33 года.)
  2. Сколько братьев-месяцев встре­тила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12)
  3. Кто превратил Василису Пре­мудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)
  4. Сколько раз бросал в море невод старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина? (3)
  5. В каком произведении улыб­ка кота гуляла сама по себе? (Л. Кэрролл “Приключения Али­сы в стране чудес”.)
  6. Как называлась шхуна, капита­ном которой был Врунгель? (“Беда”.)
  7. Кто из сказочных героев превра­щался в шмеля? (Князь Гвидон.)
  8. Из какой сказки эти строки?

...Дева вдруг

ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

“Как же долго я спала!”

(А. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

  1. Как звали крысу, врага Буратино? (Шушара.)
  1. Назовите самую “овощную” сказ­ку. (Дж. Родари “ПриключенияЧиполлино’.)
  1. Кто из героев говорит такие слова: “По щучьему велению, по моему хотенью”. (Емеля.Русская народная сказка “По щучьему велению ”.)
  2. Какое второе название скатер­ти? (Самобранка.)
  3. Назовите самого умного жителя Цветочного города. (Знайка.)
  4. Кем стал гадкий утенок? (Ле­бедем.)
  5. Как называется отдел в библио­теке, где выдаются книги на дом? (Абонемент.)

Команда 2

  1. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.)
  2. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Х.-К. Андерсена Дикие лебеди”? (11)
  3. Как звали корову кота Матрос­кина? (Мурка.)
  4. Скольких разбойников перехи­трил Али-Баба?(40)
  5. Кто попал в страну невыучен­ных уроков? (Витя Перестукин в сказке Л. Гераскина “В стране невыученных уроков'.)
  6. Как звали домовенка? (Кузя.)
  7. Кто из сказочных героев превра­щался в лягушку? (Василиса Премудрая.)
  8. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(А. Пушкин "Сказка о царе Салтане”.)

  1. Какое звание имел Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук.)
  2. Назовите самого “правдивого” барона на свете. (Барон Мюнх­гаузен.)
  3. Кто из героев говорит такие сло­ва: “Спи, глазок, спи, другой!” (Хаврошечка.Русская народная сказка “Хаврошечка".)
  4. Назовите жилище Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках.)
  5. Назовите самого известно­го жителя Цветочного города. (Незнайка.)
  6. Назовите почтальона из деревни Простоквашино. (Печкин.)
  7. Как называется зал в библиотеке, где можно почитать книги, журналы? (Читальный зал.)

Учитель. Как мы уже говорили, библиотекарем мог стать только очень образованный человек. Среди них были и такие выдающиеся люди, как Иван Крылов, — он прослужил в библиотеке 29 лет, Владимир Одоевский — почти двадцать служил в Императорской публичной библиотеке.

И сегодня, чтобы стать 6и6лиотекарем, надо много учиться.

Игра “Библиотека будущего»

Ученики в командах совместно рисуют библиотеку будущего. Затемпроводится выставка работ

Учитель. Что вы теперь можете рассказать о профессии библиотекаря? (Ответы детей.)

Закончите предложения:

Сегодня я узнал...

Было интересно...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Каких профессий только нет:

Художник, повар и поэт.

Учитель, доктор и аптекарь,

Но есть еще библиотекарь.

 А закончить занятие мне хотелось бы словами: прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии — слава и честь

И. А. Буторина,

Методист высшей категории НИО, руководитель проекта;

И.А. Стрельчук,

учитель начальных классов

Пачатковая школа. – 2013. - №7

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.