Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ЧТО ТАКОЕ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дата: 14 ноября 2018 в 14:13, Обновлено 8 декабря 2021 в 12:00

В профильных классах предусмотрено изучение отдельных учебных
предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения
факультативных занятий профессиональной направленности с целью
ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных
(аграрных) специальностей, специальностей государственных органов
обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных
специальностей.

При принятии решения об организации профильного обучения в
конкретном УОСО должны учитываться готовность и заинтересованность
всех участников образовательного процесса в организации профильного
обучения, наличие необходимых кадровых, материально-технических и
учебно-методических ресурсов, требования СанПиН при организации
образовательного процесса, возможность взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями
профессионально-технического, среднего специального и высшего
образования.

Несмотря на то, что профильное обучение введено в УОСО
с 2015/2016 учебного года, актуальными остаются следующие вопросы,
на которые следует обратить внимание органам управления образованием:
обеспечение качественной информационно-разъяснительной работы
с учащимися и их законными представителями по вопросам обучения
в профильных классах, особенностей зачисления в них;

организация постоянного сопровождения допрофильной подготовки
и профильного обучения специалистами социально-педагогической и
психологической службы;

обеспечение доступности общего среднего образования (как
в профильных классах, так и в базовых классах) с учетом особенностей
региона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 167 Кодекса учебный план УОСО
разрабатывается учреждением образования на основе типового учебного
плана общего среднего образования и утверждается руководителем УОСО
по согласованию с его учредителем.

При разработке учебного плана учреждения образования общее
количество часов, финансируемых из бюджета, увеличивается
учредителем учреждения образования в случаях, предусмотренных
пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования.

При необходимости учредитель УОСО может принять решение о
перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах
района (города), Т.е. учебные часы факультативных занятий, не
используемые в одном УОСО, могут быть переданы в другое УОСО.

Порядок формирования Х профильных классов (групп) в УОСО
Зачисление учащихся в классы (группы) с изучением на
повышенном уровне отдельных учебных предметов (далее - профильные
классы) средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад -
средняя школа, детский сад - средняя школа) проводится в соответствии с
пунктом 4з1 Положения об учреждении общего среднего образования:
отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний
балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6.

Зачисление в Х класс, в котором все учебные предметы изучаются на
базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения
об учреждении общего среднего образования.

Требования к формированию профильных классов в средней школе,
учебно-педагогических комплексах (ясли-сад - средняя школа, детский
сад - средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не
распространяются на порядок приема в Х класс лицея, учреждений
высшего образования, реализующих образовательную программу общего
среднего образования, гимназии.

Прием в Х класс лицея, учреждений высшего образования,
реализующих образовательную программу общего среднего образования,
осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в
соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего
образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса лица, получившие
общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах,
гимназиях - колледжах искусств, по их желанию продолжают получение
образования на III ступени общего среднего образования в этих
гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях - колледжах искусств без
сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области
отдельных видов искусства.

При организации  профильного обучения
продолжается реализация трех моделей формирования Х классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на
повышенном уровне одинаковые учебные предметы; ,

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на
повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих
отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все

учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и
лицеев).

Учащиеся, которые выбрали учебные предметы для изучения на
повышенном уровне, изучают их отдельно от тех учащихся, которые эти
же учебные предметы изучают на базовом уровне (разные учебные
программы).

Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве
профильных, осуществляется в составе класса. Если учебный предмет
изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может
формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом
учебном плане, считаются в целом на УОСО и распределяются как на
проведение факультативных занятий, так и на изучение профильных
учебных предметов.

Суммарный объем учебных часов не должен превышать общего
количества часов, финансируемых из бюджета на учреждение
образования в каждом классе. В случае, если в профильном Х классе
суммарный объем учебных часов превышает общее количество учебных
часов, финансируемых из бюджета по данному классу (39 часов), то
недостающее количество учебных часов выделяется из общего количества
учебных часов факультативных занятий, имеющихся в учреждении
образования.

При организации образовательного процесса класс делится на
группы по отдельным учебным предметам в соответствии с пунктом 54
Положения об учреждении общего среднего образования.

Возможные варианты учебного плана для Х профильных классов
представлены в приложениях 2-3.

С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в
профильных классах, рекомендуется проводить факультативные занятия,
в том числе и профессионально ориентированные, в шестой школьный
день.

         В       УОСО        могут         функционировать        профильные        классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных) специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей. В указанных классах учащиеся изучают на повышенном уровне отдельные учебные предметы (профильные предметы) и дополнительно осваивают
содержание соответствующей учебной программы факультативных
занятий: в профильных классах педагогической направленности - учебной
программы «Введение в педагогическую профессию» (утверждена
постановлением Министерства образования Республики Беларусь
от 24.03.2017 N2 27);

в профильных классах аграрной направленности – учебной программы «Введение в аграрные профессии» ( утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 04.07.2018 № 58).

профессиональной направленности осуществляется в соответствии с теми
же требованиями, что и в обычный профильный класс. ВХ профильные
классы аграрной направленности возможен набор учащихся, имеющих
отметки по профильным учебным предметам не ниже 6 баллов и средний
балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 5 баллов.

В случае, если в учреждении образования нет возможности
сформировать профильный класс профессиональной направленности,
возможно формирование группы из числа различных классов одной
параллели и из числа учащихся различных УОСО района (города). В этом
случае состав группы (класса) для проведения факультативных занятий
«Введение в педагогическую профессию. Х-ХI класс» или «Введение в
аграрные профессии» утверждается приказом директора УОСО, на базе
которого организуется проведение данного факультативного занятия.
Пунктом 64 Положения об учреждении общего среднего образования
предусмотрена возможность организации межшкольных факультативных
занятий за счет не использованных отдельными УОСО учебных часов,
финансируемых из бюджета в соответствии с типовым учебным планом
УОСО соответствующего вида.

Открытие профильных классов профессиональной направленности
должно быть утверждено приказом учредителя (решением районного
(городского) исполнительного комитета), которым утверждается сеть
УОСО на очередной учебный год.

Для ориентации на получение специальностей государственных
органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
могут использоваться следующие учебные программы факультативных
занятий:

военно-патриотической (пограничной) направленности «Юный
пограничник» - Минск: Национальный институт образования, 2015;
«Защитники Отечества» (для Х-ХI классов учреждений общего
среднего образования) - Минск: Национальный институт образования,
2016.

 

При освоении содержания учебных программ указанных
факультативных занятий в полном объеме в аттестате об общем среднем
образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультативных
занятий «Введение в педагогическую профессию. Х-ХI класс», или
«Усвоена программа «Введение в аграрные профессии» и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.